Трейд-ин на автомобили - программа по утилизации.
Уже не первый год в России действует специальная государственная программа поддержки автопрома.
При покупке новой машины можно получить скидку, если сдать старый транспорт в утиль или по трейд-ин. Насколько выгодны эти схемы и достаточно ли их, чтобы остановить падение рынка.
Новая программа призвана спасти падающий авторынок России.
Ноу-хау государственной поддержки автопрома наши власти освоили в кризис 2008-2010 годов. Именно тогда в России были запущены программы утилизации и субсидированного автокредитования. Программа утилизации Трейд-ин на автомобили позволяла приобрести новый модели отечественной сборки со скидкой при условии сдачи в металлолом старого. Субсидированное кредитование тоже распространялось на транспорт российского производства — автомобиль можно было купить в кредит по сниженной ставке, но разницу банкам возмещали из госбюджета. Всего в этих программах, которые с различными вариациями действовали аж до конца прошлого года, приняли участие более 750 000 российских автовладельцев.
Решение о запуске новой программы было принято в конце августа.
Ее тоже в основном называют утилизацией, хотя это не совсем так. Скидки за госсчет даются как при уничтожении старого транспорта, так и в случае сдачи его по Трейд-ин на автомобили. Такая двойная схема поддерживает одновременно и российский автопром, и наш авторынок.
Производители, продавая больше, могут больше выпускать. Сохраняются рабочие места, заводы не стоят. А одновременно и дилеры не только получают свои процент от производителя за продажу новых машин, но и перепродают выкупленный по этой программе б/у транспорт. Соответственно, они поддерживают оборот и продолжают вести бизнес. А ведь о возможном вынужденном выходе из него до запуска программы господдержки многие уже начали поговаривать. Понятно, что те компании, у которых дела уже совсем плохи, прибыль от торговли старыми машинами не спасет. Но дилерские предприятия, в принципе готовые к игре на вторичном рынке, программа очень даже поддержит. К тому же вовлечение в государственную программу системы Трейд-ин на автомобили означает еще и то, что на скидки могут рассчитывать не только владельцы совсем уж старых автомобилей, по которым давно пресс плачет, но и представители среднего класса, меняющие вполне «живые» машины на новые.
Кому, за что и сколько
Программа поддержки Трейд-ин на автомобили рассчитана прежде всего на производителей легковушек, но скидки можно получить и при покупке автобуса, грузовика или коммерческой техники. Максимальный бонус, установленный Минпромторгом при сдаче в утиль автобуса, — 300 000 руб., грузовика — 350 000 руб., а за машину класса LCV дадут 200 000 руб.
Рассчитывать на помощь государства могут не только физлица. Скидки оформляются и при покупке транспорта организациями. Правда, пока они не слишком активно участвуют в программе. По итогам сентября на долю продаж физическим лицам приходится 95,55%, юридическим — 4,45%.
Главное условие программы — что¬бы сдаваемая в утиль машина не менее полугода была в собственности у претендента на скидку. Также автомобиль должен быть полнокомплектным. То есть нельзя сдать уже давно сгнившую машину, чтобы получить бонус. Это условие государства, которое позиционирует программу как способ обновить автопарк страны. Ведь нелогично обновлять то, что не Ездит.
Без ограничений цены
Министерство промышленности и торговли установило максимальный размер скидки на легковой автомобиль по новой программе — 50 000 руб. Это для тех клиентов, которые утилизируют транспорт. Если же выбирается схема трейд-ин, то машину можно будет
приобрести с бонусом 40 000 руб. Как и раньше, скидки возможны только при приобретении автомобиля отечественного производства, зато не существует ограничений по цене машины. То есть господдержкой могут воспользоваться не только клиенты АвтоВАЗа или покупатели бюджетных иномарок, но и те, кто присмотрел дорогой автомобиль.
При этом все-таки, как и в предыдущие годы, чаще других программой господдержки пользуются именно клиенты АвтоВАЗа. Минпромторг подвел итоги первого месяца действия программы и выяснил, что среди проданных в ее рамках за сентябрь
23 368 автомобилей доля моделей Lada составила 65%.
АвтоВАЗ же благодаря господдержке смог ощутимо увеличить продажи. В сентябре они выросли на 38% по сравнению с августом. И 42% от всех реализованных автомобилей Lada нашли своих хозяев именно по программам утилизации и трейд-ин.
Кроме Тольяттинского автозавода скидки на автомобили готовы давать и все иностранные компании, у которых в России есть производство. Участвует в программе господдержки и Ульяновский автозавод. Некоторые автопроизводители дают скидки большие, чем требует Минпромторг. Так, Volkswagen в рамках госпрограммы готов продавать тем, кто утилизирует старую маши ну, седаны Polo по цене, сниженной на 90 000 руб. Дилеры Nissan предлагают скидку в 60 000 руб. на седан Almera и 100 000 руб. за Teana. Skoda
тоже увеличила установленный властями лимит и предлагает всем сдавшим автомобиль в утиль купить новый лифтбек Rapid на 80 000 руб. дешевле, Octavia — на 90 000 руб., а полно приводную версию кроссовера Yeti — по цене, сниженной на 130 000 руб.
Справедливости ради, далеко не во всех случаях скидки идут на пользу клиенту. Нередко они просто привлекают покупателей к продукции той или иной марки, а реальной выгоды за ними нет. Ведь у многих производителей цены в этом году выросли, и, соответственно, скидки просто возвращают прайсы на уровень условно месячной давности. Конечно, это касается лишь отдельных компаний.
В том же АвтоВАЗе, который все лето повышал стоимость машин, скидки все равно превышают рост цен.
С системой Трейд-ин на автомобили есть другая проблема. Естественно, стоимость старого автомобиля, который сдает клиент, определяет сам дилер. И не исключено, что менеджер назначит цену меньше рыночной ровно на сумму скидки на новую машину. Возможно, именно поэтому трейд-ин по государственной программе гораздо меньше привлекает покупателей.
По данным Минпромторга, в 80% случаев автомобили отправлены владельцами на утилизацию, а на долю трейд-ин приходится лишь 20%.Программа господдержки будет действовать до конца декабря 2014г. Пока власти официально ничего не сообщают о ее возможном продлении, но среди участников рынка ходят слухи, что это не исключено. Более того, поговаривают, что в программу могут включить и импортные автомобили. Но неизвестно еще, не поменяют ли автопроизводители отношение к госпрограмме, когда придет время расплаты. Ведь на этот раз власти не предложили утилизационных сертификатов, и скидки продавцы дают на собственные средства. Государство обещало им лишь некие субсидии по итогам выполнения программы, причем конкретики по
тому, как будут идти выплаты, до сих пор нет.
К сведению !
Новая программа Трейд-ин на автомобили не так масштабна, как те, что действовали до конца 2013 года, зато условия у нее менее жесткие. Народ уже потянулся сдавать старые машины в утиль, а автопроизводители почувствовали позитивный эффект — у одних падение продаж замедлилось, а у других клиентов даже стало больше. При этом значимого оживления рынка эксперты все-таки не прогнозируют.