Электромобиль BMW MCV будет не тяжелее бензинового аналога. Компания BMW разрабатывает электромобиль MCV. Название скорее всего временное, новинка будет выпускаться особой «под маркой». Однако уже в 2010 году появилась модель Active Е, построенная на базе купе 1-й серии. Она совершеннее MINI Е, но все-таки страдает избытком веса. Производитель собирается воспользоваться этим
электромобилем для эксплуатационных испытаний компонентов (двигателя, электроники, батарей), которые затем должны перекочевать на MCV.
Сам же электромобиль - мечта футуролога: угле-пластиковый силовой каркас, энергопоглощающая алюминиевая структура спереди и сзади, легкосплавный контейнер для хранения 96 литий-ионных ячеек. Серьезно улучшена защита. Высокая прочность угле-пластикового силового каркаса позволяет защитить пакет батарей даже при боковых ударах. По сравнению со стальным каркасом Х1 величина деформации заметно меньше.
Электромобиль BMW MCV будет предназначен, прежде всего для города. И он не так уж и мал. Причиной тому, во-первых, многочисленные пожелания клиентов, которым недостаточно двухместного MINI Е, а во-вторых, технологическая необходимость: батареи MCV занимают все доступное место под полом. Там они лучше всего защищены от повреждения в случае аварии.
Четырехместный электромобиль (по габаритам расположится примерно между Polo и Golf) будет не тяжелее обычного автомобиля того же класса - даже с пакетом батарей, гарантирующим запас хода в 160 км.
Корпус легче алюминия.
Композит, усиленный угле-волокном, позволил сделать силовой каркас модели на 30% легче по сравнению с таким же каркасом из алюминия. А при столкновении он поглощает в четыре раза больше энергии. Электромобиль оборудован мотором - в задней части для облегчения конструкции и ради большей безопасности и лучшего распределения внутреннего пространства. Вдобавок такое решение играет на уменьшение радиуса разворота, повышая маневренность в городе.
Защита и экономия
Килограммы, сэкономленные за счет применения углепластикового силового каркаса, позволяют отказаться от лишних аккумуляторов. При равном запасе хода питать мотор MCV будут 96 ячеек, что также снизит затраты. Понятно, что углепластик - материал не из дешевых, но ограниченный тираж MCV позволит избежать применения еще более дорогих штампов для производства стальных силовых каркасов.
Баварцы в случае с MCV автоматизировали процесс производства и создали совместное предприятие с SGL Group, производящей в США углеволокно и отправляющей его в Германию для плетения и пропитки смолой. Существует даже процесс переработки композитного материала в конце жизненного цикла автомобиля: пиролиз при температуре 400°С удаляет эпоксидную смолу, в результате чего остается чистое углеволокно, готовое к повторному использованию.
Грамотное питание.
Существенный недостаток MINI Е заключался в неспособности реализовать всю тягу электродвигателя, доступную с нулевых оборотов. Есть и еще одна причина, в связи с которой для BMW MCV выбраны заднемоторная компоновка и задний привод.
Батареи MCV способны аккумулировать заряд, сравнимый с энергией, которая содержится менее чем в 3,0 л бензина. То есть вопрос экономии стоит очень остро. Именно поэтому определяющую роль играет легкость и хорошая аэродинамика, а также высокий КПД всех компонентов.
По этой же причине BMW решил отказаться от асинхронного трехфазного мотора для MCV в пользу синхронного, с постоянными магнитами, который отличается постоянной максимальной мощностью в более широком диапазоне режимов и очень высоким КПД.
Силовой агрегат BMW MCV
Движущая сила на электромобиле это трехфазный электромотор переменного тока. Точных параметров пока не приводится, но малосерийных образцах – предшественников MСV – баварцы сегодня устанавливают двигатели мощность которых составляет 125–150 кВт с крутящим моментом 220–250 Нм. Внешний вид двигателя достаточно компактен – диаметр его литого цилиндрического корпуса с учетом рубашки жидкостного охлаждения составляет всего 35–45 см. Прямо на корпусе крепиться преобразователь, который преобразовывает постоянный ток батарей в «переменный», требуемый для питания электродвигателя. Примечательно, что в связи с наличием постоянных магнитов, используется большого количество меди и электротехнического железа в обмотках мотора, двигатель вышел достаточно тяжелый – его масса соизмеряется с массой обычного ДВС с аналогичными характеристиками. Инженеры проекта заявляют, что не забыты и баварские корни в новинке и старались создать автомобиль максимально динамичный. Подтверждение тому – является впечатляющая скоростная характеристика «двигателя». К примеру, агрегат развивает свой максимальный крутящего момента в 220 Нм в широких диапазонах: от 0 до 6–8 тыс. об/мин. В связи с такой специфической тяговой характеристикой двигателя коробка передач ему не требуется. КП заменяется одноступенчатым редуктором в одном блоке с главной передачей и дифференциалом, установленным непосредственно на корпусе электромотора. Разработчики не обозначают допустимую максимальную скорость, которую способен развить электромобиль MCV, однако отмечают, что данные автомашины не предназначены для постоянной эксплуатации в спортивном режиме.
Батареи.
Не все литий-ионные батареи одинаково хороши. Поэтому в Мюнхене выбрали SB LiMotive с металлическими ячейками, сваренными лазером, - они долговечнее.
Благодаря высоким эксплуатационным характеристикам элементов электромобили смогут задействовать до 85% их потенциала. С такими батареями и запас хода у BMW MCV будет выше, а зарядка от трехамперной розетки займет не более трех часов.
Модель BMW MCV планируется производить на заводе в Лейпциге. О цене говорить слишком рано, однако дешевых предложений ждать не приходиться.
--- Важнейшие компоненты электромобиля BMW создавались в компании SB LiMotive Co Ltd, которая была основана Bosch и Sаmsung. Батарея сконструированная из 96 литий-ионных -ячеек аккумуляторов номинальным напряжением которых - 3,7 В каждая. Они объединены в единые блоки по 12 штук, из которых, в свою очередь, группируются 8 модулей. Их суммарное напряжение измеряется в пределах 250–400 В (это напрямую будет зависеть от степени заряженности батарей). Для восстановления заряда энергии необходимо 4-5 часов. Для настоящих образцов – прототипов электромобилей будут предусмотрены и ускоренный режим «зарядки», полной зарядки батареи менее чем за 2,5 часа. Но, для того чтобы зарядить такую зарядную станцию от обычной сети напряжением 220/230 вольт, потребуется специальный силовой кабельный ввод в домах или в гаражах, ведь потребление тока будет составлять 50 ампер. Будут и щадящие «бытовое» варианты, рассчитанные на 10 часовую подзарядку. В этих случаях потребление тока будет значительно ниже, не более чем потребление стиральной машины - «автомата». Батарея как правило греется при работе, это характерная черта и специфическая особенность, в связи с этим она оснащается принудительным воздушным охлаждением. Емкость полностью заряженной АК батареи хватит максимально на 160–180 км. пробега, но данный показатель в большей степени зависит от манеры и стиля вождения – количество активных разгонов. Заметно увеличить пробег поможет режим рекуперации, активирующийся, при торможении электродвигателем. После полного отпускания педали акселератора автомобиль будет свободно катиться всего - 3 секунды, а далее начнет резко замедляться – это включается система рекуперации энергии.
Техническая начинка
Электромобиль BMW MCV появился в 2013 году. А в 2010 году баварцы выпустили на рынок модель Active Е, построенную на базе купе 1-й серии и оснащенную электрическими компонентами от MCV. включая синхронный мотор мощностью 170 л.с.
Этапы развития
Уже в 2010 году, автопроизводитель BMW Group стала выпускать ограниченную торговую серию из 500 электрических Mini E, которые предназначены для эксплуатации водителями из США, Англии и непосредственно в Германии (в Берлине, Мюнхене). В качестве следующей промежуточной версии к серийному запуску «100 %» электромобиля BMW MCV будет являться разработанный на базе BMW 1 Series ActiveE Efficient Dynamics. Стоит отметить, что он не будет производиться значительным выпуском. Серия будет опять же ограниченной.
Агрегаты.
- Мотор - синхронный, с постоянными магнитами.
Роль коробки передач играет редуктор.
- Пакет литий-ионных аккумуляторов состоит из 96 ячеек (360 V).
- Мотор в задней части, привод задний.
- Слева от мотора - редуктор, сверху - электронные компоненты.
- В передней части также разместится электроника и климат-контроль аккумуляторов.