Позиции марки Skoda на российском рынке в значительной степени зависят от «самочувствия» модели Skoda Octavia, на которую приходится свыше половины продаж. Однако причин для беспокойства нет: популярность этой машины стабильно высока, а недавняя смена поколений обещает поддерживать спрос в ближайшие два
года. К тому же сказывается эффект снежного кома: в общей сложности наши соотечественники приобрели почти 290 000 таких автомобилей. Можно сказать, что Octavia стала в России своей.
Чешская компания Skoda Auto вошла в орбиту концерна Volkswagen в 1991 году, и с этого момента у нее началась новая жизнь. Первым делом немцы помогли основательно модернизировать неплохой автомобиль Favorit, а затем приступили к плановому расширению производственной программы. Поскольку Volkswagen воспринимал марку Skoda как равноправного члена семьи, позиционирование каждой ее модели тщательно выверялось - дабы избежать внутренней конкуренции. Тогда то и родилась гениальная идея размещать чешские автомобили на стыке классов. Инженеры использовали платформу и агрегатную базу машины поменьше, а кузов делали покрупнее, что обеспечивало весьма привлекательное соотношение «цена - возможности». Именно так разрабатывались и Skoda Octavia, и Superb.
В 1960-х годах имя Skoda Octavia принадлежало непритязательному седану, но маркетологи концерна Volkswagen сочли название благозвучным и решили присвоить его новому хетчбэку, представленному осенью 1996-го. В техническом плане эта машина повторяла Golf IV, но внешне отличалась разительно. Вытянутая корма скрывала главный козырь автомобиля - бездонный багажник, который при сложенных задних сиденьях становился просто огромным. Прибавим фольксвагеновскую «начинку» и умеренную цену неудивительно, что модель привлекла внимание европейских покупателей. А как только выяснилось, что Skoda Octavia надежна и недорога в обслуживании, сразу активизировались и таксисты - частники, и корпоративные парки, и прокатные конторы. Машина оказалась настолько популярной, что чехи не свернули ее производство даже после дебюта модели второго поколения. Сборка была прекращена лишь в 2011-м, когда выпуск комплектующих для состарившегося автомобиля окончательно потерял рентабельность.
«Вторая» Skoda Octavia тоже прожила долгую жизнь (в наше время продержаться на конвейере 9 лет дорогого стоит). А в декабре 2012-го головной завод Skoda Auto в Млада-Болеславе приступил к выпуску модели третьего поколения, названной Skoda Octavia А7. Еще полгода спустя производство полного цикла, включающее сварку и окраску кузовов, стартовало в Нижнем Новгороде на мощностях «Группы ГАЗ».
Одним из факторов успеха Octavia был и остается ее дизайн. Простой и рациональный образ машины был создан на заре 1990-х Дирком ван Брекелем (автором стиля современных автомобилей марки Bentley). Перед нами хетчбэк, мастерски загримированный под седан с помощью короткого «хвостика». Такой тип кузова раньше назывался «лифтбэк» и был довольно-таки распространен (достаточно вспомнить Volvo 440 или Ford Sierra), но сегодня он практически забыт. Вот вам и эксклюзивность! От другого радикального решения - двустворчатой крышки багажника, коей по праву гордится Superb, чехи в целях экономии отказались, хотя место под нее у Octavia А7 имеется.
Новый автомобиль построен на модульной платформе MQB, которая применялась для создания Volkswagen Golf VII и ляжет в основу множества будущих машин. Теоретически она предоставляет дизайнерам широкое пространство для творчества, но на практике Octavia А7 получилась как две капли воды похожей на Volkswagen Jetta и Audi АЗ Sedan. Однако загиб подоконной линии у задних стоек решил проблему визуальной идентификации модели.
Унификация машин разных марок, входящих в состав концерна Volkswagen, становится все «плотнее», и это неизбежно приводит к тому, что ноу-хау лидеров тут же распространяются на модели попроще. Интерьеры чешских автомобилей - очередное тому подтверждение. Элегантный и функциональный дизайн, первоклассные материалы, отличное качество подгонки деталей... Если закрыть эмблему на руле, можно подумать, что оказался в Audi. Кнопки и переключатели работают четко, с выверенными усилиями, без люфтов. Про эргономику и говорить не приходится: оказавшись в машине впервые, чувствуешь себя так, словно ездил на ней год. Высокому человеку в равной степени удобно сидеть и спереди, и сзади - расстояние между рядами кресел увеличилось на 7 см. Тут в пору насторожиться: может, багажник стал меньше? Ничего подобного, все те же 590 л! Да и проем грузового отсека радует удачной формой.
Российские дилеры получили Skoda Octavia А7 в июне 2014 года, и до конца декабря им удалось продать около 13 700 машин. Из всех модификаций, представленных на отечественном рынке, наиболее востребованными оказались три. Прежде всего, это топовая комплектация Elegance, с 1,4-литровым турбомотором мощностью 140 л.с. и преселективным роботом DSG. Ее цена составляет 917 000 руб. без учета опций. Немного отстает самая мощная, 180-сильная версия 1,8 TSI (тоже Elegance и тоже с DSG). Стоит она 999 000 руб., что для Skoda считается большой суммой. Третьим номером идет 140-сильная Octavia с механической коробкой передач в «средней» комплекта¬ции Ambition. За такую машину дилеры просят не менее 804 000 руб. Интересно, что версии экономкласса с двигателем - TSI (105 л.с.) в базовой комплектации Active особой популярностью не пользуются: на них приходится менее 8% сбыта. Вяло отреагировали российские покупатели и на вариант с кузовом «универсал», продажи которого стартовали в ноябре. Правда, Octavia Combi импортируется к нам из Чехии и потому стоит ощутимо дороже.
Прямых конкурентов у Skoda Octavia А7 вроде бы и нет. Если ориентироваться на хетчбэки со схожими размерами салона и багажника, на ум приходит только 5-дверный Opel Insignia. Но его 140-сильный мотор сочетается исключительно с механикой, а автомат доступен только в паре с 220-сильным двигателем, при этом оценена модель в 1 096 000 руб. Между тем в сегменте С можно обнаружить много близких по формату автомобилей. В частности, это хетчбэк Chevrolet Cruze (от 793 000 руб.) с двигателем 1,8 (141 л.с.) и автоматом, однако к перевозке пассажиров и багажа он приспособлен хуже, чем Octavia. В поисках альтернативы имеет смысл обратить внимание на компактные универсалы с автоматической коробкой передач, например Ford Focus Wagon 2.0 (150 л.с.) за 786 000 руб. или Opel Astra Sports Tourer 1.4 Turbo (140 л.с.) за 889 900 руб. В любом случае найти полноценную замену для Octavia не так легко, как кажется на первый взгляд.
Прайс-лист открывается версией Octavia 1.2TSI (105 л.с.), которая стоит 599 000 руб. Цены на модификацию 1.4 TSI (140 л.с.) начинаются от 779 000 руб., а за машину с мотором 1.8 TSI (180 л.с.) придется отдать не менее 869 000 руб. Перечисленные двигатели, как видно по их обозначениям, оснащены непосредственным впрыском топлива и турбонадцувом, а значит, очень чувствительны к качеству бензина. Есть и дизель это 2-литровый 143-сильный мотор, пару которому составляет 6-ступенчатая коробка передач DSG со сцеплением «мокрого» типа, отличающаяся куда большей надежностью, чем 7-ступенчатый агрегат с «сухим» сцеплением. Именно «сухая» коробка и предлагается за доплату (40 000 - 60 000 руб.) для бензиновых версий. Впрочем, Skoda Octavia дает на нее отдельную гарантию на 5 лет (или 150 000 км пробега).
Стартовая комплектация носит название Active. Она включает в себя две подушки безопасности, ABS, подогрев зеркал, стальные колеса, причем при заказе DSG этот перечень пополняет система курсовой устойчивости ESP. В комплектации Active (от 704 000 руб.) появляются боковые подушки, кондиционер, аудиосистема и подогрев сидений. Максимальная комплектация Elegance (от 769 000 руб.) добавляют сюда надувные шторки, мультируль, климат-контроль, круиз-контроль, складывающиеся зеркала и легкосплавные колеса. Доплата за кузов «универсал» составляет 85 000 руб., к чему можно присовокупить панорамную крышу (45 000 руб.) и электропривод крышки багажника (15000 руб.).
Габаритные размеры, мм. | 4659 x 1814 x 1461 |
Колесная база, мм. | 2 680 |
Снаряженная масса, кг. | 1 265 |
Объем багажника, л. | 568/1558 |
Тип двигателя бензиновый, | с турбонаддувом |
Рабочий объем, куб. см. | 1 395 |
Макс. мощность, л.с./об/мин. | 140 / 4500-6000 |
Макс. момент, Нм/об/мин. | 250 / 1500-3500 |
Привод | передний |
Трансмиссия | роботизированная, 7- ступенчатая |
Макс. скорость, км/ч. | 215 |
Время разгона 0-100 км/ч, с. | 8,5 |
Расход топлива (средний), л/100 км. | 5,3 |
Объем бака, л. | 50 |
ЦЕНА, руб. | От 844 000 |