В России коммерческие автомобили, как правило, эксплуатируются намного более интенсивно: большие расстояния, плохие дороги, перегрузы, не всегда качественное топливо, суровый климат. Поэтому автомобили с рамной конструкцией (такие как «ГАЗель Соболь» и «ГАЗель NEXT») пользуются в России намного большей
популярностью, чем модели с несущим кузовом, которые более популярны в Европе. С другой стороны, российские покупатели меньше внимания обращают на имидж, статус автомобиля, электронную начинку и тому подобные мелочи. Однако главное для покупателей коммерческого транспорта в любой стране - общая стоимость эксплуатации и окупаемость автомобиля. Есть мнение, что в 1990-х «ГАЗ» вытащила на себе всю российскую экономику. Правда, для этой роли название у машины не очень подходящее: как-никак газель — хрупкая и изящная антилопа — совсем не похожа на могучего владимирского тяжеловоза. Ключевым фактором при выборе грузового автомобиля стала: цена, стоимость обслуживания, наличие запчастей и т.п. Однако в последнее время все большее значение уделяют таким факторам, как эргономика и комфорт. Это связано, с тем, что значительная доля владельцев легких коммерческих автомобилей - это представители малого бизнеса, которые сами ездят за рулем своего автомобиля. На не большие легкие коммерческие автомобили приходится около 40% продаж «Группы ГАЗ». Это наиболее важный сегмент рынка, и компания «ГАЗ» уверенно удерживает лидерство в этом сегменте. В этом сегменте очень высокая конкуренция - присутствие в этом классе моделей всех европейских и большинства азиатских автопроизводителей. Модели ГАЗ стабильно удерживает 50% рынка в сегменте легких коммерческих автомобилей.
Скоро «ГАЗели» отпразднуют 20-летие. Это солидный возраст. И для коммерческих машин, которые не принято часто менять, и по меркам нашего, весьма медлительного автопрома. Исторический факт: вазовская «копейка» продержалась на конвейере 18 лет, 21-я «Волга» - 14, а «Победа» - всего лишь 12. А какими они казались долгожителями! Причем ни один «ГАЗ» легкой жизни не знал. Его гоняли в хвост и в гриву, перегружали сверх всяких норм, плохо кормили, наспех лечили, а потом ругали на чем свет стоит за капризность и ненадежность. Но «ГАЗель» становилась крепче, сильнее, выносливее, обучалась новым навыкам и в наши дни выглядит гораздо привлекательнее, нежели в молодости.
Отсутствие малотоннажного грузовика таких как ГАЗель Соболь в производственной программе советской автомобильной промышленности на рубеже 1980-х годов превратилось в проблему. Число городов-миллионников росло, а их розничную торговлю обслуживали неуклюжие и тихоходные фургоны на базе ГАЗ-53 и ЗиЛ-130. Формально сегмент легких развозных машин закрывали ЕрАЗ-762В и УАЗ-452Д, но эти модели к тому времени уже порядком устарели и с задачами не справлялись. Первая была тесной, вторая - ориентированной на село, и обе больше тонны груза не перевозили. Стране требовался автомобиль полной массой до 3,5 т, подпадающий под водительскую категорию «В» (то есть с предельной грузоподъемностью 1,5 т). Он должен был выполнять функции фургона, бортового грузовика и микроавтобуса. Для производства таких машин планировалось построить новый завод в Нагорном Карабахе. Рамочный проект автомобиля подготовили специалисты НАМИ, а затем встал вопрос об исполнителе. Ни один из заводов не хотел заниматься разработкой и выпуском неизвестного транспортного средства, и разнарядка в принудительном порядке ушла на УАЗ.
В Ульяновске нашли массу поводов и причин не торопиться, и проект передали другому яркому представителю «оборонки» - брянскому предприятию БАЗ, специализировавшемуся на многоколесных тягачах. Здесь принялись за дело с энтузиазмом, продемонстрировав неслыханную дальновидность и хватку.
Паровоз изобретать не стали, за точку отсчета взяли новейший Ford Transit, а дизайн заказали британской студии IAD, которая параллельно трудилась над будущими Mazda МХ-5 и Lincoln Town Саг.
В 1988 году приказом сверху у БАЗа проект забрали и отдали ГАЗу, обосновав это тем, что использование двигателя, трансмиссии и рулевого управления «Волги» ускорит процесс и снизит себестоимость будущего автомобиля. Но Брянск капитулировать не пожелал и в 1991-м, за три года до появления «ГАЗели», все-таки запустил в производство собственную версию фургона. Однако отсутствие опыта сыграло роковую роль: БАЗ-3783, построенный на уазовских агрегатах, получился грубым и ломким, а перебои с поставками и отсутствие сервиса свели затею на нет.
Тем временем Газели благополучно добрались до конвейера, что, если вспомнить экономическую ситуацию того периода, кажется просто фантастическим. В машине нашли воплощение многие передовые технологии. Например, ГАЗель Соболь использует модульную архитектуру кузова, созданная при помощи компьютерного проектирования. В последующие годы она позволила в сжатые сроки и с минимальными инвестициями запускать в серию новые модификации. Кроме того, впервые в отечественной практике было уделено столь пристальное внимание аэродинамике автомобиля, получившего не только обтекаемые обводы кабины, но и вклеенные стекла. А использование колес небольшого размера обеспечило снижение погрузочной высоты и неплохую разгонную динамику.
Первым в производство запустили в виде бортового грузовика - случилось это летом 1994-го. Через год на рынок вышла полноприводная модификация, за ней последовал цельнометаллический фургон. Весной 1996 года дебютировал микроавтобус, а осенью 1998-го настал черед облегченной версии грузоподъемностью 900 кг. с укороченной колесной базой и независимой передней подвеской - этот автомобиль получил название «Соболь».
В 2003 году ГАЗель Соболь пережил рестайлинг. Унылая «мордочка» ГАЗ-31029 было заменено на более современное, с оригинальными блок-фарами треугольной формы. Усовершенствованию подвергся ряд узлов, однако результат оказался неоднозначным: кое-какие старые «болячки» были вылечены, но проявились новые (вроде протекающего гидроусилителя руля и дефектного краника системы отопления).
Вторую, обширную, модернизацию ГАЗель пережила в 2010 году. В конструкцию машины было внесено около 130 изменений по части силовых агрегатов, коробки передач, сцепления, подвесок и электрооборудования. Появилось много комплектующих иностранного производства, самая важная из которых - турбодизель Cummins серии ISF. Между тем внешность автомобиля осталась прежней: образ, созданный английскими дизайнерами в середине 1980-х, не утратил актуальности. Его дополнили лишь интегральным передним бампером с двухэтажной облицовкой радиатора. А вот интерьер преобразился до неузнаваемости. Полностью новая передняя панель, спроектированная немецкой компанией EDAG, выглядит современно, достаточно стильно, да и качество ее изготовления радует. Модернизированная «ГАЗель Соболь» обрела слово «Бизнес» в названии, а также пролонгированную гарантию и увеличенные меж сервисные пробеги. Полученный заряд бодрости помог автомобилю продержаться на конвейере до рождения «ГАЗель Next». Пока Next набирает обороты и обрастает модификациями, обе модели будут выпускаться бок о бок. Дальнейшие планы производитель пока не разглашает.
Время старой модели «ГАЗель Соболь» подходит к концу, и это видно по статистике продаж за 2013 год. В сегменте тяжелых цельнометаллических фургонов габаритной шириной свыше 1990 мм. и грузоподъемностью от 900 до 2700 кг. нижегородская машина сохраняет лидерство, однако ее преимущество над Ford Transit, занимающим второе место, ничтожно мало: 11 050 единиц против 10 643. Более того, если три однотипные модели - Fiat Ducato, Peugeot Boxer и Citroen Jumper - посчитать за одну, то ее результат продаж на российском рынке составит 13 400 экземпляров!
Как и следовало ожидать, самой востребованной у заказчиков версией является автомобиль с бензиновым мотором УМЗ-4216.10 мощностью 107 л.с. и приводом на задние колеса - на нее пришлось 48% сбыта. Сегодня такая машина стоит от 604 900 руб. В этой же конфигурации неплохо продается и «Соболь», цена которого на 60 000 руб. ниже. К слову, пропорция между «ГАЗелью» (модель ГАЗ-2705) и «Соболем» (ГАЗ-2752) составляет 72:28 - клиенты голосуют за максимальную грузоподъемность. При этом бензиновая модификация популярнее дизельной, более мощной (120 л.с.) и экономичной (в городе она расходует на 5 л топлива меньше), но требующей доплаты 121 500 руб.: заправляться соляркой решили лишь 24% покупателей.
Что касается типа трансмиссии, то ситуация сложилась следующая: 81% продаж обеспечили заднеприводные версии, а оставшиеся 19% - машины с полным приводом, увеличивающим розничную цену на 39 000 - 44 000 руб.
Опций для фургона предусмотрено немного, но все, как говорится, «по существу». Прежде всего, это комплект газобаллонного оборудования для бензинового мотора, позволяющий при необходимости переключаться на сжиженный пропан (30 000 руб.). Затем - второй ряд сидений, которому полагаются боковые стекла (44 100 руб.). Кроме того, машину в многоместном исполнении можно снабдить антиблокировочной системой в приводе тормозов (12 000 руб.). За кондиционер дилеры просят 35 000 руб., за принудительную блокировку заднего дифференциала - 12 000 руб. Дооснащение штатной магнитолой Blaupunkt с кнопками управления на руле обойдется в 9000 руб., но она доступна и в пакете с электроприводами стеклоподъемников, центральным замком и противотуманками (27 000 руб.). В штатную комплектацию дизельной модификации включен круиз-контроль, а в перечень опций входит предпусковой подогреватель (25 000 руб.), который работает еще и как дополнительный отопитель. В ближайшей перспективе на замену фургонам «ГАЗель Соболь» придется цельнометаллическая «ГАЗель Next» - ее прототип завод уже неоднократно демонстрировал публике. Однако стоить она, как ожидается, будет не менее 750 000 руб., то есть на четверть дороже «Газели Бизнес». Тут уместно вспомнить, что в 1996 году цена нижегородского фургона составляла около 40 000 руб. и совсем немного превышала цену легковой «Волги». Получается, на рынке есть место для двух «Газелей» - и старой, и новой. Вполне вероятно, что завод не захочет уходить из успешно освоенной им ниши. В любом случае, историческая миссия автомобилей первого поколения увенчалась успехом.
К сведению !
Полноприводная трансмиссия у моделей Газелей Соболь может быть выполнена по одной из двух схем. Традиционным и давно используемым заводом решением является постоянный полный привод с принудительной блокировкой центрального дифференциала. А начиная с прошлого года стал доступен еще один вариант - с жестким подключением передней оси и блокировкой заднего межколесного дифференциала Eaton E-Locker. И в том, и в другом случае автомобиль «Соболь» оснащается демультипликатором. Розничная цена машины от типа полного привода не зависит.
Габаритные размеры, мм. | 5470 x 2075 x 2200 |
Колесная база, мм. | 2900 |
Снаряженная масса, кг. | 2020 |
Полная масса, кг. | 3500 |
Вмести тельность, куб.м. | 8,8 |
Тип двигателя | бензиновый |
Рабочий объем , куб. см. | 2890 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 107/4000 |
Макс. момент, Н м /об/мин. | 221/2500 |
Привод | задний |
Трансмиссия механическая | 5-ступенчатая |
Макс. скорость, км/ч. | 130 |
Время разгона 0 - 100км/ч, с. | ---- |
Расход топлива (средний), л/100 км | 13,0 |
Объем бака, л. | 64 |
Цена, руб. | от 583 000 |
На российском рынке ГАЗели Соболь остаются наиболее доступными фургонами. Ford Transit, например, стоит от 1 166 400 руб., но это будет самая короткая модификация 260 с объемом грузового отсека менее 8 куб. м. За машину с 9-кубовым кузовом придется отдать уже не менее 1313 000 руб., а полноприводная версия обойдется в 1682 800 руб. Что касается Fiat Ducato, то его минимальная цена - 949 000 руб., а версия, сопоставимая с «ГАЗелью» по вместимости, продается за 1064 000 руб. Тем не менее, покупатели, опасаясь внеплановых ремонтов, все чаще обращают внимание на иномарки