Российские автомобилисты отлично знакомы с качеством отечественных дорог, которые далеки от идеала. В связи с данным фактом большая часть автовладельцев во избежание непредвиденных ситуаций и защитить силовой агрегат, а так же находящиеся внизу оборудование и механизмы автомобиля
предпочитают заранее установить защиту. Защита моторного отсека специально разрабатывается для этой цели. Некоторые городские автолюбители, которые стараются держаться только на хороших дорогах, ошибочно считают, что защита поддона картера двигателя им не пригодится.
Но и на городских трассах есть вероятность провалиться в яму, налететь на валун обледенелой грязи, отвалившийся от движущего впереди грузовика, глыба льда способна пробить картер и серьезно повредить механизмы находящиеся снизу, не имея автомобиль должной защиты. А кроссоверам не говоря уже о внедорожниках, надёжная защита крайне необходима.
Производители разрабатывают и выпускают широкий ассортимент. Защита моторных отсеков бывают различных конструкций и изготавливают из различных материалов, соответственно свойства, качество и цена их сильно отличаются. Конструктивные отличия продиктованы техническими характеристиками узлов и агрегатов, специфическими свойствами переднего моста, расположением радиатора, коробки передач и пр.
Защита моторного отсека из стали самая доступная по цене, заметно дороже обойдётся из сплавов алюминия и композиционных материалов.
Широко используется защита поддона картера двигателя из стали.
Основным преимуществом стальной защиты – это цена. Для производства, которой используют листовую прокатную сталь, толщиной от 2 до 3 миллиметров. Изготавливается и алюминиевая защита, которая более предпочтительна по многим причинам, алюминий гораздо легче стали, а значит защитный лист может достигать 5 мм., притом вес будет полностью идентичен 2 мм. стальной защите картера. Вторая причина, основана на физических свойствах металлов, алюминий более жёсткий, а значит прочнее и соответственно надёжней. Еще в данном случае, положительным фактом является меньшая подверженность коррозии. Большим минусом можно считать высокую стоимость, алюминий значительно дороже стали.
Для защиты моторного отсека может применяться и нержавеющая сталь, по своим характеристикам, она нечем не уступает алюминию, а по некоторым характеристикам, даже и превосходит, но обойдётся заметно дороже, однако автомобили с защитой из нержавеющей стали воспринимаются куда привлекательней и солидней всех остальных.
Как правило, защита поддона картера из нержавеющий стали устанавливается на дорогие внедорожники, но это не предел, можно заказать защиту из титана, конечно по прочности и цене такая защита моторного отсека вне конкуренции, высокая цена связана со сложностью обработки высокопрочного материала.
На сегодняшний день, защиту для картера изготавливают и из современных материалов:
из стеклопластика и композиционных материалов. В состав стеклопластика входят стеклянные волокна, а для связки применяют полиэфир. Состав композиционных материалов может включать кевлар, карбон и углепластик. Защиту поддона картера, выполненную из этих материалов, используют уже давно, тем не менее, они только расширяют области своего применения. Они продемонстрировали свою прочность, оставаясь при этом очень лёгкими.
При выборе защиты картера необходимо учитывать свойства исходных материалов которые используются в изготовлении. Одним из важнейших свойств является жёсткость, а с другой стороны, она будет переносить всю силу удара на картер, что не является плюсом.
Номинальным, расчетными параметрами обладает - 3 миллиметровый лист стали. При увеличении толщины листа, увеличивается общая масса защиты, которая усиливает нагрузку на подвеску.
Инженеры при разработке конструкции, рассчитывают и безопасность при столкновениях, для того, что бы защита поддона картера не усугубляла последствия происшествия. Как показывают испытания, защита использующие современные материалы при столкновениях абсолютно безопасна, она при определенных условиях лопается, а значит, не является препятствием уйти силовому агрегату вниз по заданной траектории. Металлические же листы способны деформироваться в отличие от композиционных материалов, которые обладают упругостью и способны изогнуться, и сразу восстановить свою первоначальную форму.
Металлическая защита картера не выделяется качеством крепления, не редко сопровождается посторонним шумом и дребезжанием, композиционные же материалы прямая противоположность им, они не только не гудят, а напротив способны изолировать посторонние шумы.
Композиционная защита поддона картера – обладает рядом и других преимуществ: она значительно легче, а толщина может достигать - 8 миллиметров, имеет достаточную прочность и жёсткость, совершенно не подвержена коррозии, она нейтральна к любым реагентам, сохраняет свои характеристики в сильные морозы. Серьёзным аргументом служит и то, что защита, изготовленная из композиционных материалов, не влияет на дорожный просвет, что особо важно для иностранных моделей, у которых клиренс и так очень мал. А следовательно свойства композиционных материалов принимать сложные формы которые точно и ровно прилягут и закроют моторный отсек снизу, дополнительно защитив его от попадания грязи. Снимать и устанавливать такую защиту моторного отсека достаточно просто и не требует больших усилий.
На какой защите остановить свой выбор, каждый решает сам.
«ЭКС» Питерская компания приобрела уже передовой опыт по разработке и тестированию аналогичного оборудования, где и решили провести испытания и сравнить шесть различных образцов защиты моторного отсека для кроссовера Hyundai iхЗ5.
Образец №2 Сталь.
Спрофилированная, изготовленная из металлического листа толщиной 2 мм., с четырьмя ребрами жесткости. Имеет оригинальное переднее крепление - на кронштейнах. На испытаниях защита заняла последнее место, прогнувшись на 20 мм. при усилии 265 кгс. Максимальная нагрузка - 500 кгс, что превышает достижение образца № 1. Очевидно, что применена менее пластичная марка стали. Остаточная деформация - 20,5 мм.
Образец № 1 Сталь.
Самая малогабаритная, самая легкая, самая тонкая, но не самая слабая. Для прогиба на 20 мм. потребовалось усилие 290 кгс. Очевидно, сыграли свою роль отштампованные ребра-усилители.
Максимальная выдерживаемая нагрузка (до предела текучести материала) - 400 кгс. остаточная деформация - 30 мм.
Образец № 5. Композитный материал
Прочность такой защиты картера зависит в основном от количества стекловолокна и равномерности распределения смолы. Рельефные элементы дизайна здесь скорее, во вред, так как играют роль концентраторов напряжения. По сопротивлению нагрузке при прогибе до 20 мм. имеет практически одинаковые показатели
с образцом № 1 и делит с ним четвертую-пятую строчки рейтинга. Сквозное разрушение произошло при нагрузке 650 кгс. остаточная деформация - 13 мм.
Образец № 3. Алюминиевый сплав
Эта защита поддона картера выделяется необычным дизайном, свидетельствующим о тщательной проработке конструкции. А вот исполнение небрежное: криво вырезанные лазером вентиляционные отверстия имеют крупные заусенцы, что чревато травмами при установке. Защита уперлась в виртуальный картер при нагрузке 380 кгс. Максимальная нагрузка - 600 кгс. Выше, чем у стали остаточная деформация слишком велика - 44,5 мм.
Образец № 6. Композитный материал
Эта защита почти на килограмм легче аналогичного образца из композитов. Отсутствие ярко выраженного рисунка пошло на пользу: прогиб в 20 мм достигается при нагрузке 520 кгс, что на 230 кгс больше, чем композитного соперника № 5. Лидеру теста этот образец уступил всего 20 кгс. Частичное разрушение (отслоение защиты от гелиевого слоя) произошло при нагрузке 1000 кгс., что далеко за пределами необходимой в жизни прочности. Остаточная деформация – всего 7 мм.
Образец № 4 Алюминиевый сплав
Практически гладкий и довольно громоздкий лист имеет значительную массу. Типичный вариант решения проблемы в лоб: благодаря большой толщине и правильно подобранному сплаву такая защита картера становится лидером теста с показателем 540 кгс. Максимальная нагрузка - 900 кгс. остаточная деформация - 12 мм.