Прототипом стал в 2008 году, трёхосный, многоцелевой унифицированный военный с повышенной проходимостью грузовик Волат МЗКТ 6001. Это не какая-то очередная модель, а перспективная разработка, претендующая на лидирующую позицию в стратегических планах МЗКТ. Новая разработка военного грузовика Волат МЗКТ 6001 с повышенной проходимостью задаёт абсолютно новый облик и разворачивает неограниченные возможности перед Минским заводом колёсных тягачей. В его унифицированную конструкцию включены новаторские технологические разработки, вполне возможно которые будут использованы и на последующих модификациях Волат.
Что представляет собой многоцелевой военный трёхосник МЗКТ 6001?
Новая снаряжённая модель грузовика массой 12300 кг. и с впечатляющей грузоподъемностью 11200 кг. Это сопоставимо с возможностями мощных внедорожных КрАЗ-ов и длиннобазовых модификаций грузовиков Урал. Выходит разработчики Минского завода МЗКТ создали достойный грузовик 6001 и добились паритета? В действительности это не так.
Первое – V- образный 8-цилиндровый турбодизель ЯМЗ-7513.10-02 установленный на грузовик МЗКТ-6001 способен развить 430 лошадиных сил, что обеспечивает удельную мощность - 18 л.с. на тонну. В сравнении со своими одноклассниками восьмицилиндровым, 330 л.с. КрАЗ-ом у которого данный показатель не превышает 14,6 лошадок на тонну.
Второе – новый грузовик – внедорожник Волат МЗКТ 6001 оборудован уникальной гидромеханической трансмиссией с блоком электронного управления, который отсутствует у конкурентов в странах СНГ.
Третье – модель МЗКТ 6001 оснащается независимой подвеской всех колёс ( ±200 мм.) Единственный российский производитель грузового автотранспорта, который использует данную систему подвески и устанавливает на свои модели является БАЗ но это можно считать исключением т.к. его грузовики представляются классом повыше. А все грузовики-внедорожники серийного производства, производимые на Камском, Уральском заводах, используют зависимые подвески, т.к. они обходятся дешевле и проще в производстве.
Знатоки разбирающие в тонкостях поведения грузовиков по бездорожью, прекрасно понимают все преимущества грузовика Волат МЗКТ 6001. Который оборудован автоматической коробкой передач и обладающий независимой подвеской заметно выигрывает у своих конкурентов, оснащенные обычной «механикой» и цельным мостом.
Только благодаря этим техническим решениям в разработке конструкции, появилась возможность увеличить внедорожные характеристики, заметно увеличить динамику движения и плавность хода грузовика 6001 рассчитанного на преодоление всепогодных препятствий. Стоит особо подчеркнуть, данную конструкцию подвески, в которой применяются пружины (единичные случаи, для грузовиков с аналогичной грузоподъемностью). А следующий грузовик Волат МЗКТ должны оснастить пневматическими упругими элементами, и по завершению испытаний, планируют реализовать традиционные для грузовиков торсионов. Основное достижение в другом: использованный конструкторский приём обеспечил грузовикам МЗКТ 6001 основные конкурентные преимущества перед производителями внедорожных грузовиков в данном классе. К тому же автомобиль обладает ещё целым рядом отличительных преимуществ: повышенный клиренс – 470 мм., достаточно прочная рама, мосты с литыми картерами и бесшовные колесные диски производимые на территории РФ.
Особое внимание заслуживает конструкция кабины и специфика её производства: кабина МЗКТ-6001 конструктивно серьёзно отличается от выпускаемых кабин, на Белорусском заводе, в конструкции кабины грузовика-внедорожника МЗКТ 6001 разработчики ушли от стандартного подхода использования стеклопластика, а предпочли проверенную временем технологию, широко применяемую в изготовлении автобусов. Принцип данной конструкции достаточно прост – изначально изготавливается общий каркас кузова из трубок, и после, каркас обшивается листами оцинкованной стали.
Какие основных факторы заставили разработчиков применить новейшие технические решения, и внедрение которые стоило больших и серьёзных усилий?
По рассказам бывшего генерального директора компании МЗКТ Геннадия Синеговского,
конструкторы новой модели военного грузовика были направлены по вектору перспективы. Согласно этому, были выдержанны все требования в техническом плане предъявляемые к данной категории грузовиков, установленные 21-НИИ РФ. Особое значение имеет: большая удельная мощность, повышенная проходимость.
Ориентируясь на Российский рынок, разработчики грузовика МЗКТ 6001 использовали комплектующие исключительно российского производства. По далеко идущим планам производителей новые перспективные грузовики нового семейства, уже имеющие в своём арсенале трёхосники, способны расширить свои колесные модификации до 4х4 или 8х8, а то и замахнутся до 10х10, и возможно надеются в военных подразделениях занять место рядом с тяжёлыми, многоосевыми УРАЛ-ами.
Если внимательно присмотреться к внешнему виду грузовика-внедорожника Волат МЗКТ 6001, то бросается в глаза много схожего с внешностью западноевропейских тягачей, в частности с грузовиками производственного концерна MAN.
В планы Минского завода МКЗТ входит максимальное расширение географии экспорта новой модели грузовиков.
Учитывая и тот факт, что правительство и Министерство обороны РФ придерживается вот уже несколько лет четкого курса, в замене всего автотранспорта в частях и соединениях вооружённых сил произведённых на территории Украине и Белоруссии. Заменой должны послужить современные разработки автомобилей КрАЗ-ов и МАЗ-ов. Российские ВС не рассматривают закупку новых грузовиков МКЗТ, их повсеместно вытесняют современные тягачи и внедорожные-грузовики повышенной проходимости производства БАЗ.
В данной ситуации, белорусы в целях повышения привлекательности своих предложений на экспорт, будет внедрять в грузовик МЗКТ 6001 двигатели и иные комплектующие зарубежного производства, в чём завод за последние годы здорово преуспел.
Данное решение имеет и здравый смысл, так как такой подход не исключает продвижение новых грузовиков Волат МЗКТ 6001 на территорий России, но уже исключительно на гражданском рынке.
Ведь грузовики и тяжеловозы минского производства с импортной начинкой, всегда находили своих потребителей, как на постсоветском пространстве в странах СНГ, так и в других странах. Российский частный сектор не был исключением, отдельные Российские компании занятые добычей полезных ископаемых охотно приобретали минские грузовики. И нет никаких сомнений, что новый грузовик МЗКТ 6001 с повышенной проходимостью и полностью независимой подвеской привлечёт должное внимание.
По завершению эффектной презентации в 2009 году новой модели современного грузовика, тема была отложена до 2013 года, когда потенциальные заказчики увидели вторую модификацию полноприводного грузовика МЗКТ 5002 4х4 грузоподъемность которого составляла 3 тонны.
Новая модель грузовика привлекла пристальное внимание пограничников Белоруссии. А в 2014 году презентация грузовика МЗКТ 5002 с успехом прошла на территории Казахстана. Очевидно, что время и средства на разработку грузовика с повышенной проходимостью не были потрачены напрасно, можно надеется, что в недалёком будущем будут презентации обещанных более мощных, полноприводных версий марки Волат – 8 х 8 и 10 х 10.
Масса (снаряжённая) | 12 400 кг |
Масса (полная ) | 23 900 кг |
Масса буксируемого прицепа | 10 000 кг |
Грузоподъемность max. | 11 400 кг |
Клиренс | 470 мм |
Двигатель | ЯМЗ-7513.10-02, V8, Д |
Объем двигателя | 14,9 л |
Мощность max. | 420 л.с. |
Коробка передач | АКП |