Daewoo Matiz - самый доступный автомобиль из тех, что представлены на российском рынке. Ни отечественные, ни китайские производители не сумели сделать покупателям более интересного предложения. Эта машина настолько недорога, что по цене с ней могут сравниться только подержанные иномарки. Покупатели субкомпактных автомобилей рискуют многим
и потому отдают предпочтение проверенным временем конструкциям. Отсюда и чрезвычайный консерватизм данного сегмента. Достаточно сказать, что Matiz — лишь пятый его лидер за всю послевоенную историю! Вначале был Москвич - 400/401, его преемником стал ЗАЗ-965, за ним последовал ЗАЗ - 966/968.
Потом наступила эпоха ВАЗ-1111 («Ока»), которого и сместил с первой строчки рейтинга в 2006 году Daewoo Matiz.
История этого автомобиля восходит к самому началу 1990-х. В то время польский завод группы FIAT Auto приступил к производству крошечной модели Cinquecento. Ее облик создавался в студии Italdesign под руководством великого Джорджетто Джуджаро. Торопясь получить от заказчика новые контракты, Italdesign по собственной инициативе построил прототип Cinquecento будущего поколения и осенью 1992 года выставил машину на Туринском автосалоне. Однако однообъемная концепция фиатовцам не понравилась, и проект уже был готов обернуться пустой тратой финансов, времени и сил. Но тут интерес к разработке проявила корейская компания Daewoo Motor, которая активно расширяла производственную программу и желала пополнить ее моделью класса «А».
Надо сказать, что прототип Daewoo Matiz был детально проработан не только эстетически, но и в плане инжиниринга. Запустить модель в серийное производство представлялось делом пары-тройки лет, что для корейской стороны стало едва ли не решающим аргументом, Вот так отвергнутый Fiat Cinquecento II превратился в сегодняшний Matiz, благополучно побежавший по нитке конвейера в 1998 году. Пару лет спустя, в целях размещения в моторном отсеке 4-цилиндрового двигателя вместо 3 - цилиндрового, автомобиль был модернизирован, а затем производство машины стартовало в узбекском городе Асака, на совместном предприятии Uz -Daewoo Auto Со. Думается, успех «малыша» на рынках развивающихся стран заставил фиатовских менеджеров кусать локти.
В Южной Корее выпуск модели Daewoo Matiz первого поколения завершился еще в 2005 - м году, однако компания Uz-Daewoo, приобретя независимость и получив все права на модель автомобиля, может производить его сколь угодно долго. Тем более что спрос на автомобиль есть. Крупнейшим рынком сбыта была и остается Россия, где в прошлом году удалось продать 23 490 машин. И хотя эта цифра далека от рекорда 2008 года, когда Matiz нашел 44 700 покупателей, его лидерству в сегменте «А» пока никто и ничто не угрожает.
В свете сказанного совершенно логичным выглядит тот факт, что наибольшим спросом у покупателей пользуются самые дешевые модификации Daewoo Matiz с 800-кубовым двигателем - на них приходится свыше 90% продаж. Быстрее всего владельцы обретают машины в простых комплектациях, розничной ценой от 254 000 до 287 000 руб. За версии с литровым мотором дилеры просят от 331 000 до 349 000 руб., а такие суммы уже позволяют присмотреться к автомобилям классом выше.
Резкое уменьшение продаж в 2009 году объяснялось не только последствиями экономического кризиса, но и прекращением производства модификации с автоматической коробкой передач японской марки Jatco. Тогда в России в действие вступил закон, по которому все ввозимые на территорию страны автомобили должны соответствовать экологическим нормам Евро-3. Двигатель рабочим объемом 796 «кубиков», прежде агрегатировавшийся с автоматом, удалось подогнать под новые стандарты лишь при условии комплектования механической коробкой передач. Сейчас специалисты Uz-Daewoo Auto вроде бы решили эту проблему, объединив автомат с мотором объемом 995 куб. см, и первая, тестовая, партия таких машин прибыла в Россию перед Новым годом.
По дорогам нашей страны бегает не меньше четверти миллиона Daewoo Matiz, поэтому нет смысла детально рассказывать об особенностях дизайна модели. Этот автомобиль знаком всем и каждому. Более того, во многом он скрупулезно копирует тот самый прототип, что был построен 22 года назад в ателье Italdesign. Главное отличие - пять дверей вместо трех, а все остальное, даже такие мелочи, как дверные ручки, боковая подштамповка и задние фонари, сохранилось в неприкосновенности. Во время подготовки к производству серийного автомобиля, проходил ремастеринг в британском техническом центре Daewoo Motor, однако внешности машины преобразования не коснулись. А фейлифт 2000-го привел лишь к изменению формы капота и бамперов.
Однообъемная компоновка кузова с вертикальной задней стенкой очень практична: при скромных внешних размерах автомобиля она позволяет сделать салон предельно просторным. Понятно, что в жертву принесен багажник, куда, кроме пары пакетов из магазина, ничто не помещается. Зато четыре взрослых, не очень крупных человека, могут совершить совместную поездку в условиях приемлемого комфорта. Если сложить заднее сиденье, емкость грузового отсека возрастет до 830 л, но из-за малой ширины кузова объемный предмет, например большую коробку, все равно будет не перевезти.
Интерьер Daewoo Matiz служит наглядным экспонатом, демонстрирующим моду середины 1990-х. Тогда стилисты отдавали предпочтение так называемому биодизайну, отличающемуся мягкими, округлыми, словно имитирующими творения природы формами. Это и просматривается в рельефе передней панели салона Daewoo Matiz, испещренной плавными линиями и выпуклыми поверхностями. К приметам ушедшей эпохи относятся хаотично разбросанные циферблаты контрастного цвета и сочетание серого шершавого и гладкого черного пластика. Так сегодня уже не делают. Тем не менее, ощущения ущербности не возникает, к тому же простенький интерьер не обделен функционалом, разве что отсутствует регулировка рулевой колонки.
На Российском рынке Matiz представлен в 11 комплектациях, причем ценовой разрыв между самой дешевой и самой дорогой не превышает 95 000 руб. Наверное, дилера Lexus эта цифра бы рассмешила, но потенциальные владельцы Daewoo просчитывают бюджет покупки с ювелирной точностью. В базовом исполнении (254 000 руб.) Matiz оснащается 3-цилиндровым мотором объемом 0,8 л, складывающимся задним сиденьем, обогревом заднего стекла, черными бамперами, 13-дюймовыми стальными дисками и полноразмерной запаской. Красится автомобиль только эмалью с эффектом «металлик».
Версия Daewoo Matiz с кондиционером, аудиосистемой, задним дворником, антенной на крыше и бамперами, окрашенными в цвет кузова, обойдется в 291 000 руб. Если добавить гидроусилитель руля, электропривод передних стеклоподъемников, центральный замок, атермальное остекление, рейлинги и легкосплавные диски, то за машину придется заплатить 324 000 руб. Самый оснащенный Matiz (349 000 руб.), ко всему перечисленному получающий задние электростеклоподъемники, серебристый обвес кузова и противотуманки, комплектуется 4-цилиндровым мотором объемом 1 л. мощностью 63 л.с. Однако ни подушек безопасности, ни ABS у него нет.
А какие машины соперничают с Matiz? Если придерживаться «классового» принципа, то второе место в сегменте «А» занимает Kia Picanto, который стоит не менее 399 900 руб. А дальше - только дороже: Chevrolet Spark за 444 000 руб., Peugeot 107 за 447 000 руб. Соответственно, и продаются они в разы хуже. Учитывая «низкобюджетный» статус Daewoo, его правильнее сравнивать с другими моделями эконом. формата, не обращая внимания на их принадлежность к тому или иному сегменту. Тогда среди альтернатив появятся ZAZ Chance (от 260 000 руб.), Lada Granta (от 279 000 руб.), Lifan Smily (от 309 900 руб.) и Lada Kalina (321 500 руб.).
Габаритные размеры, мм. | 3497 x 1495 x 1485 |
Колесная база, мм. | 2340 |
Снаряженная масса, кг. | 770 |
Объем багажника, л. | 155/480/830 |
Тип двигателя | бензиновый |
Рабочий объем, куб. см. | 796 |
Макс мощность, л.с./об/мин. | 51/5900 |
Макс. момент, Нм/об/мин. | 64/3400 |
Привод | передний |
Трансмиссия механическая, | 5-ступенчатая |
Дорожный просвет, мм. | 150 |
Макс. скорость, км/ч. | 144 |
Время разгона 0-100 км/ч, с. | 17,0 |
Расход топлива (средний), л/100 км. | 6,3 |
Объем бака, л. | 35 |
Среднестатистический Daewoo Matiz, продаваемый в России, стоит около 270 000 руб. И это своеобразный рекорд, поскольку другие автомобили заметно дороже. Так, самой популярной модификацией модели ZAZ Chance в 2013 году был седан (с мотором 1,4 и автоматом) за 290 000 руб., но его поставки уже прекращены. Завершено производство машин доступного семейства Lada Samara - в настоящее время дилеры распродают складские остатки. А наиболее «ходовая» Granta в комплектации «Норма» обходится примерно в 340 000 руб., но это уже другая ценовая история.
К сведению !
Располагая суммой, достаточной для приобретения нового Daewoo Matiz, можно рассмотреть предложения на вторичном рынке. За такие деньги доступны Ford Focus и Opel Astra 2006-2007 гг. выпуска с пробегом 100 000-120 000 нм, Chevrolet Lacetti 2007-2008 гг. с пробегом 70 000-90 000 нм u Hyundai Accent 2008-2009 гг. с пробегом 60 000-80 000 км. Из машин попроще следует отметить Renault Logan 2010-2011 гг. выпуска с пробегом 70 000-90 000 км и Lada Prior а 2011- 2012 гг. с пробегом 40 000-60 000 км. Что же касается подержанных Matiz, то модель дешевеет достаточно медленно: на 8-10% за год эксплуатации.